Главная

НАШ КРАЙ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН


Древнейшие поселения первобытных людей

Давно было замечено, что не познав прошлого, нельзя познать самих себя. Многих давно интересовали вопросы, когда на территории Калужского края появился человек? Как жили люди? Где располагались их первые поселения?
Территория нашего края обитаема с древних времен. Первые поселенцы появились здесь много тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют многочисленные стоянки первобытных людей, курганы, могильники, городища, укрепленные поселения, селища обнаружены почти во всех районах нашей области.
Самая древняя стоянка в нашем районе обнаружена археологами Института археологии Академии наук у деревни Поляки на правом берегу реки Брынь. Найденные кремневые резцы, концевой скребок, вкладыши, острие, ножевидные пластины, отщепы относятся к среднему каменному веку - мезолиту. Каменный век длился три миллиона лет и делился на три периода. Палеолит - древний каменный век. Мезолит - как мы уже знаем, средний каменный. И Неолит - новый каменный век. Закончилась эпоха камня около пяти тысяч лет назад.
Археологи Фролов А.С. и Прощкин О.Л. в 1989 году там же у д.Поляки нашли два древних поселения времен неолита и эпохи бронзы. Найдены лепная керамика, наконечники стрел, скребки, юрло, обломок кинжала.
А у села Чернышено на левом берегу Жиздры нашли древнюю стоянку времен неолита и два поселения эпохи бронзы. На правом берегу найдены селища раннего железного века и курганный могильник.
Вблизи села Маклаки Н.И.Булычевым еще в конце XIX века был найден курганный могильник 11-13 в.в., содержащий трупоположение с западной ориентировкой и вещами, характерными для вятических курганов до монгольского времени. Всего было две насыпи. Курганные могильники найдены у д.Думиничи, у села Брынь на левом берегу реки Брынь и возле с.Дубровки на левом берегу Жиздры, а на правом берегу возле д.Клинцы сразу три насыпи, у с.Хотьково одна.
В ста метрах к западу от клинцовского кладбища обнаружено селище 4-7 в.в. Найдена керамика мощинской культуры, а в двух километрах от устья впадения Ресеты в Жиздру найдено поселение предположительно конца эпохи бронзы и начала раннего железного века.
В двух километрах от д.Речица обнаружено городище на берегу реки, но культурный слой не выявлен, находки не обнаружены. А вот на территории села Брынь обнаружена округлая площадка диаметром около 150 м на высоте 15-20 м над рекой. Найденная керамика гончарная 13-15 в.в. подтверждает, что здесь было городище. Археологи Успенская А.В., Никольская Т.Н. остатки керамики связывают с остатками детища средневекового города Брын (без мягкого знака), упоминающегося в летописи под 1228-1229 гг., а краеведы опровергают и предполагают: древний град Брын - это Старая Брынь Сухиничского района. Но как бы то ни было и как бы он не назывался - наша Брынь тоже древнее поселение.
Территория нашего района, области никогда не была пустынна. Во время мезолита на территории нашего края водился северный олень. И люди постоянно передвигались за стадами северного оленя на сотни километров, так как олень был объектом охоты.
По мнению археолога Л.В.Кольцова, 12-10 тысяч лет назад Волго -Окское междуречье имело тундровостепную растительность и небольшую облесенность. 7-5 тысяч лет назад климат теплеет и территория покрывается лесами. Северный олень откочевывает дальше на север. Для древних людей олень был универсальным источником: для питания - значительный объем мяса; для хозяйственных нужд - материал для одежды, жилищ; из рогов и костей приготавливались орудия труда и охоты.
Многие люди ушли вслед за северным оленем, а те, кто остались, начали охотиться на лося, косулю, кабана и птиц.
Возникают более долговременные поселения. Наряду с охотой развивалось рыболовство. В реках нашего района водились осетр, белуга, стерлядь, судак, язь, окунь, ерш, плотва, елец, голавль, гольян, красноперка, шереспер (жерих), малявка, линь, лещ, глазач, чехонь(сабля), горчак, карась золотой, серебряный, болотный, вьюн, шиновка, сом, щука, подкаменщик, налим.
Как при ловле животных, так и при ловле рыб пользовались различными ловушками, ловили голыми руками, с помощью затяжной петли, отстреливанием рыбы из лука, оглушением ударами по льду.
В связи с усложнением охоты, развивается и усложняется охотничье вооружение. Охотничий лук люди делали из хвойных пород дерева длиной 134-156 см, но были луки - гиганты до 350 см, они устанавливались на звериных тропах.
Характер стрелы зависел от той добычи, на которую охотились. На птицу и мелкого зверя охотились с деревянным наконечником, предварительно закалив на огне, на крупного - в древко стрелы вставлялись кремневые вкладыши.
Люди жили родами. Строили большие жилища наземного типа. В бревна, вставленные по углам, горизонтально вкладывались менее толстые, затем обмазывались глиной. Крыши были двускатные, накрывались лапником хвои или тростником. Очагом служило небольшое углубление в глиняном полу - 1 тысячелетие до н.э.
В северной части нашей области люди жили в землянках, это подтверждают раскопки Огубского городища (Жуковский район). Находки датируются 1П-УП в.в.
В зимнее время костровой, один из членов семьи, спускался в землянку, разводил костер, обкладывал его камнями, а когда он прогорал, накалив при этом камни, в землянку спускалась вся семья, и лаз в нее закрывался. Раскаленные камни всю ночь держали тепло.
С III тысячелетия начинается эпоха бронзового века, длившаяся до рубежа П-1 тысячелетия. В это время юхновцы и городенцы отразили набеги скотоводов древнеямской культуры. В X веке до н.э. снова юхновцы, ныне город Юхнов, и городенцы подверглись нашествию Кимерийцев. А в начале VI века до н.э. скифский царь Арианта огнем и мечем прошел по берегам Оки, взяв городище Городецк, что в 12 верстах от Калуги, ныне деревня Городня. В том же веке Невры - прославяне, жившие западнее Оки, и юхновцы остановили мелакленов.
В I тысячелетии до н.э. жители берегов Оки, Угры, Жиздры и других рек научились добывать из болотных руд железо и изготавливать из него орудия труда и охоты.
Историки установили, что нашу калужскую землю заселяли угро -финны, балты, славяне.
Балты принадлежали к племенному союзу болинтов. Они пришли к нам в VI веке до н.э. и сохраняли этническую обособленность вплоть до III века нашей эры. Балты - общее название латышей и литовцев.
Угро - финны представляли собой смесь проарийского населения (племена Юхновской и Городецкой культуры), они тоже пришельцы, но более ранние.
Можно предположить, что деревня Хлуднево существовала уже в это время, так как глиняная игрушка, дошедшая до наших дней, - это не только уникальное явление декоративно - прикладного искусства - это живой голос наших предков, голос древних культур, рассказывающий о том, какими они видели мир, природу, вселенную.
Хлудневская игрушка сохранила и таинство, донесла до нас через тысячи лет всю причудливую гаму метаморфоз древних верований. Ведь первоначально эти фигурки служили предметами культа, и только в более позднее время под влиянием христианства, из изображений могучих богов они превратились в детскую забаву, сохраняя при этом всю специфику своих образов, передавая из поколения в поколение типичное изображение хлудневской бабы. Это сложные композиции, представляющие стоящую женщину в рогатом головном уборе (турице). У ног ее животные, похожие на барсов или других представителей кошачьих. В руках она держит двоих детей.

Вятичи

В книге "Откуда есть пошла Русская земля" составитель доктор исторических наук, профессор А.Г.Кузьмин отмечено, что великое переселение народов началось в IV-VI веках, именно в этот период закладывается основа современных народов Европы.
Труды археологов и историков таких, как А.В.Арциховский (Курганы вятичей М., 1930), П.Н.Третьяков (Восточнославянские племена М., 1953), Б.А.Рыбаков (Ремесло древней Руси М., 1948) позволяют установить, что уже к началу первого тысячелетия территория нынешней Калужской, Московской, Тульской, Рязанской, Орловской, отчасти Брянской областей была заселена восточнославянскими племенами вятичей. Другие называют более поздний период и указывают дату 625-629 годы, когда византийский император Ираклий, дабы оградить империю от аварских набегов, пригласил сербов с р.Лавы и хорватов из Галиции поселиться на Балканах. Так славяне освоили побережье Адриатического моря, создав южную Славию - южный союз славянских племен.
Другая часть осталась на родине. Теперь это Восточная Германия. И, наконец, третья часть, пройдя южными землями Польши и Белоруссии, вышла к реке Оке со стороны Козельска. Этот народ назвали вятичами, в честь своего родовича Вятко от праславянского "вятший" - старший.
В "Повести временных лет" говорится: "...было два брата в Ляхах: -Радим, а другой - Вятко, и пришли, и сели: Радим на Соже, и от негопрозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по реке Оке, и людей от него прозвали вятичами".
Думиничская земля - земля вятичей. Суффикс "ичи" издавна служил для образования названия ряда восточнославянских племен и одновременно указывал на потомков какого-либо лица или старинное место жительства предков по мужской линии, основатели которого оставили свои личные имена. прозвища Сухина, Хваст и др.
От какого же имени произошло название "Думиничи"? Откроем известный фундаментальный "Словарь древнерусских личных собственных имен", составленный в 1903 году Н.М.Тупиковым и прочтем, что было такое отчество Думин, некоего крестьянина Костки Думина, образованного от личного имени той поры - Дума и произошло название Думиничи.

Как же жили наши предки - славяне - вятичи?

В "Повести временных лет" (повесть составлена в 1113 году монахом Киево - Печорского монастыря Нестором) летописец пишет, что радимовичи, вятичи и северяне имели общие обычаи: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не было, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели по две, по три жены. И кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи... Этого же обычая придерживались кривичи (столица - Смоленск) и прочие язычники, не знающие слова божьего...
Вятичи, как и весь славянский народ, тысячи лет соблюдали обычаи, пользовались духовным богатством своих дедов и прадедов. Поклонялись только своим богам, таким, как Сварог - бог неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного ремесла, супруг Лады. Лада - богородица, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, урожая, плодородия, Богиня Земли.
Ярило - бог солнца, любви, плодородия, земледелия. Велес - бог мудрости, хитрости, торговли, богатства, колдовства. Перун - бог грозы, плодородия, покровитель воинов, огня, оружия, боевого искусства, урожая, податель благ, дождя. Дажьбог - бог солнца, света, добра, покровитель свадеб, природы. Святобор - бог лесов, боров, господин леших. Стрибог - бог ветра. воздушного пространства. И другим 73-м богам.

Соблюдали великие славянские праздники:
1 стужня (января) - Новый год
6 стужня (января) - Турица
12 лютня (февраля) - Велесов день
23 березня (марта) - День комоедицы
30 кветня (апреля) - Радоница
1 травня (мая) - Живин день
10 травня (мая) - День Земли
5 червня (июня) - Ярило
24 червня (июня) – Купало
21 липня (июля) - Перунов день
9 серпня (августа) - Сапожники
11 вереня (сентября) - Род и Рожаница
25 листопада (ноября) - Марена
29 грудня (декабря) - Коляда

Как мы видим, из всех праздников нам сейчас остался только один -Новый год. Новый год отмечается с 45 года до н.э. по указу Юлия Цезаря.
В 1492 году христианством был введен византийский календарь, в котором началом года было 1 марта, лишь в 1700 году Петр I восстановил справедливость.

Вятичи строго соблюдали свои славянские обряды, такие, как постриги, свадьбы, новоселье, похороны, раскрещивания.

Постриги. Обряд, состоящий в пострижении волос ребенку семи лет отраду, в знак перехода из-под опеки матери под опеку отца, из-под опеки божеств Лели и Попеля под власть Перуна.

Свадьба. По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с ней о похищении. Затем отцу невесты жених давал вино. Венчание проходило после полудня, ближе к вечеру. Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свечи,, шли к капищу. Венчал молодых жрец, брал невесту и поругал жениху. После поцелуя муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости дергали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания гости усаживались за стол и начинали пировать. Молодым во время свадебного застолья ни пить, ни есть не разрешалось. В разгар застолья молодые уходили в сени, где им было приготовлено брачное ложе. Жена разувала мужа. В одном лапте или сапоге лежала монета, и если она сразу попадалась, то жизнь ожидалась счастливая. Жених на свадьбе находился в белом, невеста в красном одеянии.

Похороны. Покойника одевают во все белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину. Домовина делается в виде ладьи или колоды, туда же кладут поминальную еду. Покойник должен был лежать ногами на запад на приготовленном костре. Дрова выкладывались в виде прямоугольника высотой по плечи покойного. Костер поджигал старейшина. После того как огонь разгорится, читается молитва. По окончании молитвы соблюдается полная тишина, пока к небу не поднимется огромный столб пламени и дыма -знак того, что умерший поднялся к Сварогу. На второй день родственники собирали кости, укладывали их в горшок и ставили на столпы (в маленькой погребальной избушке на "курьих ножках"). Обычай ставить избушки на "курьих ножках" - пень с корнями - сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века.

Славянские праздники состоят из трех основных частей - Зачин, Пир, Игрища. Зачином называется торжественная часть, с которой начинается всякий праздник и открывается здравицей Великому Триглаву - богу здоровья.
Все здравницы, славления и песни произносятся строго наизусть.
Потом начинается пир. На пиру обязательно должна присутствовать обрядовая еда. Из напитков мед (сурья) - медовуха, пиво, квас, редко вино. Еда приносится хозайками вскладчину и называется "ссыпка".
После окончания пира и некоторого перерыва начинались игрища. Во многие игры мы с вами играем и по сей день. Например: взятие городка - захват крепости, ручеек, коняшки, моргалочки и др.
Более подробно о народных Славянских играх можно узнать, познакомившись с трудом профессора Д.К.Зелина "Восточнославянская этнография" и работой Сахарова "Сказание Русского народа".
Уже в начале IX века вятичи имели стройное самодержавное государство, управлял которым Светлый Князь - князь князей. Столица Корьдно - город светлых князей. Столица вятичей не найдена, хотя точно известно, что находилась она на правом берегу Оки. Второй по значению город Дедославль - город жрецов вятичей, по мнению академика В.А.Рыбакова, находился на расстоянии одного поприща - дня конного пути от Корьдно, также. не найден.
Вятичи находятся в зависимости от Хазарского Каганата и платят ему дань - "по шлягу от рало". Рало - это соха.
Первая попытка подчинить вятичей - славян Киевской Русью в 964 году окончилась провалом. Спустя два года, князь Святослав снова идет войной на наши земли и захватывает их, освобождает от зависимости иудейского хазарского Каганата, но при этом накладывает свою дань. В 972 году князь святослав пал в неравном бою с печенегами на днепровских порогах, и вятичи отказались платить дань.
Владимир Святославич в 981-982 годах дважды ходил походами против них. Хотя вятичи платили дань и вошли в состав Киевской Руси, они еще долго сохраняли свою самостоятельность и обособленность.
Князь Владимир принимает у греков христканскую веру. Крестится сам и заставляет креститься подчиненных. Так в пятницу 1 августа 990 года население Киева было загнано в реку Почайну, где состоялось массовое крещение киевлян. Затем наступил черед других подвластных городов. Для быстроты совершения обряда крещения священнослужители целым толпам народа давали одни и те же имена, заимствованные у израильтян, византийцев, римлян, египтян и других народов.
Так Иоханаан превратился в Иоанна, а затем в Ивана. Шимон стал семеном, Иулиания - Ульяной. Эти и другие инородные имена были объявлены правильными и заносились в святцы. А в древности (как и ныне в славянских общинах) имя давалось волхвом после достижения совершеннолетия согласно его заслугам перед родом. Например: Ратибор - борющийся с ратью, Благомир - добрый, Мечеслав - славный мечем, Хвалибог — прославляющий богов, Дума - думающий человек (примечание автора) Вееслав и т.д. или женские имена: Богумила, Гремислава, Златовласка, Несмеяна, Радослава, Снежана и др. Те дети, которые себя ничем не проявили в детстве, получили имена Неждан, Будилко, Плакса, Ненаш, Сорока, Упырь, Оболдуй, Олух и т.д.
В 1082-1083 годах Владимир Мономах ходил в вятичи "две зимы" к Корьдну на светлого князя Ходоту и его сына. Как доказывает С.М.Соловьев, данное событие могло иметь место в 1068 году (С.М.Соловьев 1959 с.-277-278), а В.А.Кучкин утверждает до второй половины XI века.
В 1097 году, как пишет краевед Н.А.Чумаков, черниговские князья построили на реке Брын феодальное укрепление и назвали его Дебрын от слова "дебри", что означает - густые заросли леса с оврагами и болотами.
Название города впервые упоминается в Летописи в 1146 году под именем Добрынск, который со временем упростился в Брынь. Точно так же Дебрянск стал называться Брянском.
По неподтвержденным данным Брын (без мягкого знака) существовал гораздо раньше, когда Князь Святослав, проходя наш водораздел, сделал Брын своей вотчиной.
В XII веке Брынские леса не ограничивались территорией нашего и Сухиничского района, а были гораздо шире.
В 1215 году на нашу землю, землю вятичей, пришел монах - черноризец Иоанн Кукша, посланник Киево - Печорского монастыря. Кукша со своим учеником ходил по городам и весям (селам и деревням) и всюду проповедовал Христа. Он был в Дедославе, Козельске, Серенске, возможно, в Дебрынске (примечание автора).
Как сообщает святой Симон, Кукша творил чудеса: "бесов прогнал, дождь свел, озера осушил и сотворил многие другие чудеса". И, несомненно, из - за "чудес" - капризов природы - многие славяне уверовали и приняли святое крещение.
Обеспокоенные волхвы - защитники и проповедники языческой веры, видя, как их вера разваливается, заманили Кукшу с учеником Никоном в лес и убили их, отрубив голову. Предполагаемым местом убийства является некогда дремучий Серенский лес (Мещевский район) на берегу реки Серена, возле города Серенска (исчезнувший город). Народное придание упорно живет в эти> местах и указывает даже место, где был убит преподобный Кукша в 1217 году.
Земля наших предков была лесистой и болотистой, а брынские леса считались непроходимыми.
Не удивительно, что одна из былин считает подвигом Ильи Муромца то что он из Мурома в Киев проехал "дорогой прямоезжею" ...А проехал я дорогой прямоезжею, Из славного города Мурома, Через те леса брынские Через те грязи Смоленские.
Любопытной особенностью того времени являются брачные обычаи с эндогамией. Соловей - разбойник (в образе которого выступает какой-то не покорившийся князь или боярин) говорит в былине: ...Я сына выращу - за дочь отдам, Дочь-то выращу - отдам за сына, Чтобы Соловейкин род не переводился.

От вятичей до петровских времен

В связи с устойчивым ростом поселений и наличием большого количества свободной земли, а так же в связи с постепенным истощением ране введенных в оборот участков земли в XII в. Происходит отток населения с крупных поселений, городов и осваиваются берега ручьев, балок, истоки рек. появляются новые населенные пункты.
Наши предки вырубали леса, вначале на небольших площадях. Высохшие поваленные деревья сжигались. Зола служила удобрением. Корни выкорчевывались. Земля распахивалась и засеивалась. Так люди теребили лядо. Тереб - земледелие. Лядо - рубить. Поэтому не случайно термины подсечного огневого земледелия как тереб, новь, новинка означают очищенная от леса делянка под пашню. Через несколько лет земли истощались, и наши шли на новые места (починки) и снова теребили лядо. Поэтому есть предположение, что первые населенные пункты находились совсем в других местах относительно их нынешнего географического положения. Например как с.Высокое.
Самым тяжелым был 1238 год, когда нашу брынскую землю топтали татаро-монгольские полчища хана Батыя.
В с.Брынь есть улица Татарская, видимо, на этом месте стояла крепость в древности, а с ростом села крепость превратилась в улицу.
С 1240 года наша земля попала под жестокое татаро-монгольское иго. продолжавшееся почти два с половиной столетия. Но не только с татарами приходилось вести борьбу, но и с агрессией польско-литовских феодалов, захвативших нашу землю.
Сколько иноземных полчищ побывало на нашей земле? Сколько междоусобиц и распрей терзало нашу землю? Историк О.В.Ключевский подсчитал, что с 1228 по 1462 годы только Северо - Восточная и Северная Русь вынесла 160 внешних и грабительских набегов.
В январе 1494 года в Москву приехали литовские послы. Граница между Литовским княжеством и Москвой в то время проходила по реке Угре.
Литовский князь Александр Казимирович обещал Иоанну III - Ивану Васильевичу - признать его, великого князя, государем всея Руси. Иван Васильевич выдает замуж за Александра свою дочь Елену, и в подарок получает множество городов и населенных пунктов, в том числе и нашу д.Которь.
О ходе мирных переговоров и брачного контракта свидетельствуют записи в посольских книгах. Которь, как Которец, произошли от слова "который".
В 1508 году 8 октября состоялось подписание Литвой "Вечного мира" и признание Литвой присоединения к Московскому государству северных земель. А в 1518 году в состав Московского княжества вошло Калужское удельное княжество.
В пятидесятые годы 16 века, как пишет краевед А.И. Проскурин, от села Жиздра в северо-восточном направлении к Перемышлю проходила Тульская засечная черта, которая тянулась на 193 версты. И, конечно, территорию нашего района она никак не могла миновать.
Засеки представляют собой довольно крупные крепости, обнесенные рвом или могучим валом, на которых ставили деревянные стены с башнями и проезжими воротами. А со стороны неприятеля был лесоповал, чтобы затруднить передвижение конницы, по дну реки ставили надолбы. В крепости нес службу сторожевой полк.
С 1601 года в течение трех лет из-за капризов природы в стране снова были неурожайные годы. Начался мор. Прокатилась волна разбоев. Историки называют это время "смутным".
С декабря 1606 года по апрель 1607 года в Калуге проходила осада войск И.И. Болотникова царскими войсками. А затем осаждали Болотникова в г. Туле и 10 октября, под угрозой голода и затопления города, Болотников сдал Тулу. Болотникова арестовали, сослали в г. Крагополь, ослепили и утопили в реке.
Беглые казаки, крестьяне, холопы, посадские люди скрывались от царской расправы в брынских лесах.
Рубили "зимовичи" - дома без окон и пола и жили в них. От этого слова "зимивичи" и происходит, скорее всего, название села Зимницы. Хотя есть и другое значение. "Зимница" - заболевание. Лихорадка.
В 1613 году там, где река Брынь впадала в Жиздру, находился военный лагерь поляков отряды Лясовского. Сейчас на этом месте стоит деревня Поляки.
А в 1654 году на людей нашего края напала моровая язва, то есть чума, почти две трети населения погибло.
В связи с расколом православной церкви и поражением стрелецкого восстания в 1682 году из Москвы на юг хлынули массы раскольников. Многие из них осели в наших брынских лесах.
В лесах скрывались и беглые крестьяне, которые проявляли "вольности", занимались открытыми грабежами. Собирались в группы по 100 и более человек, вооруженные выезжали на лошадях для грабежа окрестных помещиков. Они грабили, убивали, жгли помещичьи дома.
От крещения Руси до Петра Великого в России почти не было никаких общественных учебных заведений. Люди были безграмотны. Петр Первый издал Указ, коим впервые повелевалось в больших городах открывать цифирные школы в которых учили арифметике, астрономии, кораблестроению и разным наукам. Петр Великий всячески поощрял умных и грамотных людей. Видному государственному деятелю, военачальнику, математику, физику и астроному графу Якову Вилимовичу Брюсу он подарил часть населенных пунктов, ныне входящих в состав Ульяновского района, в том числе нашу Речицу и Красногорье.
В 1726 году заводчик Алексей Никитич Демидов построил на реке Брынь, там, где сейчас располагается село, завод по выплавке чугуна и железа.
Железную руду добывали в районе деревень Каменка, Слободка, Пустынка, Пузановка, Усты. В Устах, при добыче руды, был обнаружен кремний, на добычу которого Демидов прислал каторжников. Их поселили в километре к востоку от села Усты. Так образовалась деревня Кремничное. Ныне мы называем ее в искаженной форме Кремичное, пропуская букву "н".
Если зайти в лес от Святого колодца, который расположен между Устами и Кремичным, то сразу наткнешься на многочисленные воронки, ямы и карьер с рудой - все это молчаливые свидетели прошлых лет.